МИНСК РИМ МОСКВА ПАРИЖ БЕРЛИН МЮНХЕН

 HOME

 НОВОСТИ

 ЦЕНТР МОДЫ

 МЕЛЬНИЦА МОДЫ

 ШКОЛА МОДЕЛЕЙ

 СОВЕТЫ

 СОТРУДНИЧЕСТВО

  НОВОСТИ         ММ 2004   ММ 2003      ММ 2002      ММ 2001
Дадаизм (франц. Dadaisme,)  

 "Экспрессионизм сегодня"

 "Конструктивизм"

 "Шагал"

 "Дадаизм"

 "BAUHAUS"

 "BABELSBER"

 "Кандинский"

 "DER BLAUE REITER"

 "Суприматизм"

 "Русский авангард XX века"

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Дадаизм (франц. Dadaisme,)

Дадаизм (франц. Dadaisme,)Дадаизм (франц. Dadaisme, от dado – деревянная лошадка; в переносном смысле – бессвязный детский лепет) – модернистское направление в западноевропейском искусство.
Странное слово «дада» дало название одному из этапов европейской культуры (правда иногда дадаизм именуют контркультурой или антикультурой).

Основатель течения, французский теоретик искусства, живописец и поэт, выходец из Румынии Тристан Тцара (настоящее имя Сами Розеншток, 1896 – 1963) заявлял, что «дада» можно перевести с языка одного из африканских племен как «хвост священной коровы»». На самом же деле Тцара слово понравилось, так как ничего конкретного не обозначало и могло быть использовано им и его единомышленникам для обозначения своей деятельности.
Родилось движение в Швейцарии, нейтральном государстве, куда в годы Первой мировой войны стекались дезертиры из разных стран. Среди них оказались художники и литераторы. В 1916 г. они стали собираться в цюрихском кабаре «Вольтер» Здесь и родился «дадаизм». У истоков его кроме Тцара стояли немецкие писатели-эмигранты Хуго Балль, Рихард Хюльзенбек, живописец скульптор и поэт Ханс Арп, швейцарская художница Софи Тауберг. Дадаизм (франц. Dadaisme,)
Мировая катастрофа опрокинула все представления о порядке вещей и здравом смысле. Мир разваливался на глазах в циничной самоубийственной войне и дадаисты призирали его. Смеялись над ним, дразнили и провоцировали.

Дадаизм (франц. Dadaisme,)Поэты декламировали бессвязные набор слов (причем обычно хором). Счет из прачечной мог быть прочитан как стихотворение. Танцевали на дада-вечерах в мешках. Художники демонстрировали композиции, в которых не усматривалось ни малейшего смысла. В абстракциях или коллажах они произвольно совмещали разные предметы, нисколько не заботясь о какой бы то ни было целостности.

В отрицании любых общепринятых ценностей дадаизм имел предшественников. С 1913 г. в Нью – Йорке французский художник Марсель Дюшан стал выставлять обычные предметы массового производства, давая им названия и снабжая собственной подписью. Именовалось такое произведение реди-мейд (ready made), что в переводе с английского означает «сделанный из готового» – обозначение принятое в торговой рекламе.

Дадаизм (франц. Dadaisme,)Первым «готовым продуктом» попавшим в его художественную экспозицию в 1913 г. было «Велосипедное колесо на табуретке». В 1918 г. дюшановский «Фонтан» обыкновенный писсуар - был продан с выставки в Нью –Йорке. Дюшан и еог друг Пикабиа постоянно скандализировал американскую публику. Пикабиа выполнял абстрактные акварели и «механоморфные» композиции, которые выглядели точь-в-точь как инженерные схемы. Этих двух художников с полным правом можно считать обитателями интернационального «Дадаленда», как называли позже сферу распространения идей дадаизма. Ханс Арп впервые показал живописные композиции, выполненные по принципу «автоматического письма»: художник как бы отключал сознание и творил импровизации из пятен и линий, не руководствуясь никакой предварительно поставленной задачей. Курт Швиттерс в Ганновере из различных отходов – проволочек, веревочек, билетов, консервных крышек делал коллажи, в которых в отличие от кубистических композиций краска перестала служить живописным задачам. Дадаизм (франц. Dadaisme,)

Дадаизм (франц. Dadaisme,)Она лишь накладывалась сверху на весь этот предметный рельеф. Художник из Келна Макс Эрнст был неистощимым изобретателем в одном произведении он соединял самые разные материалы, техники и методы, например рисунок, гравюру, журнальную репродукцию. Предметы вырывались из привычной среды и вступали в новые связи. Художник называл это «случайной встречей двух различных реальностей на неподходящем плане».
На знаменитой выставке дадаистов 1920 г. в Келне Эрнст выставил около двадцати работ, среди которых были и просто укрепленные на мольбертах формы для выпечки. А в распоряжение публики он предоставил тапор, предлагая сокрушить по желанию любое произведение. Вход на выставку шел через мужской туалет, где обнаженная девушка успевала обругать ошарашенного посетителя. В зале стоял аквариум, в котором плавал клок волос, на поверхности воды колыхалась деревянная рука, а на дне валялся будильник.

Дадаизм (франц. Dadaisme,)В 1919 г. в Париже образовалась группа «абсолютных дадаистов», в которую вошли Луи Арагон, Андре Бретон, Поль Элюар и другие литераторы. Но очень скоро внутри движения наметился раскол. Полимизируя с Тцара, который продолжала настаивать на полной бессистемности творчества и отрицании всего и вся, Бретон и его товарищи говорили о необходимости нового знания и относились к своим изысканиям вполне серьезно. Так в недрах дадаизма зародилось еще одно мощное художественное направление XX в. – сюрреализм.